Russian Chinese (Simplified) English Filipino Italian Japanese Korean Malay Thai Vietnamese
Информация Публикации Что новый Кодекс нам готовит?

28 Февраль 2017

Что новый Кодекс нам готовит?

  
(1 Голосовать)
Оцените материал
Что новый Кодекс нам готовит?

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), работа над текстом которого на данный момент фактически завершена, как любой серьезный документ, имеет свои преимущества и недостатки. О некоторых из них речь пойдет ниже
Для начала уточню, что за многие годы работы в таможенных органах СССР и Российской Федерации мне пришлось руководствоваться в своей практике пятью таможенными кодексами, выходившими в 1964, 1991, 1993, 2009 и 2010 годах.
Сегодня затрудняюсь точно сказать, который из них был наиболее эффективным практичным инструментом при совершении таможенных операций с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу. Первое мнение, которое, как известно, бывает самым верным, возникшее после знакомства еще с проектом ТК ЕАЭС, было таким: получился трудно читаемый документ, написанный таким языком, которого практические работники таможенных органов и тем более участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) зачастую не знают. Следовательно, сам по себе Кодекс труден в понимании. В нем сложно отыскать как смысл, так и ключевые слова.
По этой причине разделяю неоднократно встречавшиеся в различных СМИ утверждения участников ВЭД, что в своем нынешнем виде документ на несколько лет ввергнет всю сферу таможенного регулирования в хаос. Потребуется много времени на осознание масштабов наступившего бедствия, на «расшифровку» тех или иных положений и норм, выяснение того, как они должны применяться на практике.
Наверное, следует разделить опасения участников ВЭД, которые боятся того, что в предлагаемых условиях таможенники, скорее всего, продолжат по инерции работать «по понятиям». Это будет продолжаться до тех пор, пока на каждое предложение и положение статей ТК ЕАЭС они не получат конкретную бумажку с разъяснениями по их единообразному применению. Возможно, сейчас не стоит делать преждевременные выводы по представленному ТК ЕАЭС, который пока подписали четыре из пяти глав государств Союза, но некоторые оценки приходят сами собой. Так, эксперты отмечают, что для некоторых перевозчиков Кодекс в этой редакции жизнь точно не упростит.
Известно, что разработка документа шла отнюдь не просто и не без проблем. Мне довелось присутствовать на одном из заседаний экспертного совета, на котором он рассматривался. Были очень жаркие дебаты между представителями госорганов стран - участников Союза, специалистами таможенных органов и участниками ВЭД. Напомню, что по итогам обсуждения первого варианта проекта ТК ЕАЭС работавшая над ним комиссия получила порядка 1,5 тыс. замечаний. Причем их большую часть представила казахская сторона. Существовали серьезные межгосударственные разногласия по многим вопросам, которые очень внимательно обсуждались, и путем долгих переговоров и согласований стороны приходили к взаимному консенсусу.
Среди видимых и по-своему знаковых изменений по сравнению с еще действующим ТК Таможенного союза (ТК ТС) - приоритет электронного таможенного декларирования, возможность регистрации декларации на товар (ДТ) и выпуска товаров в автоматическом режиме, непредставление бумажных документов и истребование их только в случае, если на такую необходимость укажет система управления рисками (СУР).
Новый Кодекс определяет, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации ДТ. Также установлен общий четырехмесячный срок временного хранения, который ранее составлял два месяца с возможностью продления до нынешних четырех. Следует отметить, что практически кардинально изменился статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Кстати, Кодекс делит таких операторов на три категории: к первой будут относиться компании, которые выплачивают таможенные платежи не меньше трех лет и представят соответствующее обеспечение уплаты таможенных платежей.
Операторы второго и третьего типа смогут указывать в качестве адреса доставки собственный склад, а не место нахождения таможенного органа. Расширен и перечень привилегий для таких операторов. Если раньше статусом УЭО мог обладать только таможенный декларант, то теперь им может стать и таможенный представитель, и владелец таможенного склада, и таможенный перевозчик. Статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС.
Еще одна важная мера – возможность предварительно выбрать методологию определения таможенной стоимости. Например, компания может заранее узнать, входит ли роялити в таможенную стоимость товара. В то же время помешать упрощению таможенных процедур может огромное количество отсылок к национальному законодательству, в том числе и по методологии.
Здесь следует выделить те поправки, которые положительным образом скажутся на перевозке малоценных товаров. Во-первых, отпадет необходимость представлять гарантию в виде уплаты одного миллиона евро, ее заменит финансовая устойчивость компании. Такая новелла позволит бизнесу не платить миллион, если экономические показатели у фирмы достойные. В частности, будет учитываться приличный размер уставного капитала, достойная кредитная история, небольшой размер задолженностей.
В Кодекс включена важная форма об использовании механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием с нее, а также таможенным декларированием и выпуском товаров. Также предусмотрена возможность снятия с таможенного контроля всех условно выпущенных (льготных) товаров, учтена важность развития транзитного потенциала ЕАЭС. В частности, прописан порядок взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД при мультимодальных перевозках, в том числе когда в качестве декларанта таможенного транзита выступает экспедитор.
При этом Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) наделяется дополнительными полномочиями, которые позволяют ей оперативно устанавливать, а при необходимости и модернизировать единые для всех участников ЕАЭС порядки совершения таможенных операций при продлении срока транзита, изменении места доставки, установлении и изменении маршрута перевозки, применении сертификата обеспечения, а также при получении разрешения на грузовые операции.
В ТК ЕАЭС закреплена возможность определения международным договором в рамках Союза единого порядка осуществления таможенного сопровождения по территории нескольких государств – членов ЕАЭС. Для таможенного органа отправления подтверждением обеспечения, если оно представлено в другом государстве, будет являться зарегистрированный сертификат, сведения о котором могут быть получены с использованием информационных систем. Тем самым отпадает необходимость представления сертификата на бумажном носителе.
Кодекс создаст единые правила для всех стран Союза. В нем максимально унифицированы таможенные операции. Все пункты таможенного администрирования на территории ЕАЭС одинаковы, также предусмотрен единый регламент работы. В ТК ЕАЭС имплементированы 16 соглашений, действующих на территории Союза, и 6 проектов будущих соглашений. С его вступлением в силу определение норм по товарам, перемещаемым физическими лицами, отойдет в зону ответственности ЕЭК.
Уточню, что ТК ЕАЭС включает 61 главу, в которых объединены 9 разделов и 465 статей. Упомянутые разделы:
1) содержат общие понятия, термины, виды регулируемых отношений и другую исходную информацию, составляющую основу документа;
2) включают информацию о лицах, которые совершают операции на таможне, и о самих операциях;
3) описывают процесс и тонкости совершения таможенных процедур;
4) обосновывают размеры и правила наложения таможенных платежей, а также пошлин различного направления, которые обязательны при совершении таможенных действий;
5) включают нормы и правила оборота на таможне товаров, составляющих отдельные категории;
6) излагают общие правила и нормы осуществления контроля таможенного движения на территории стран Союза;
7) регулируют правовое положение таможенных органов, их полномочия и порядок функционирования (в предыдущем Кодексе такого раздела нет);
8) составляют основу деятельности уполномоченного экономического оператора (УЭО);
9) включают переходные положения.
Таким образом, Кодекс дополнен рядом новых глав и статей, которых нет в ТК ТС. При этом новый документ не делится на общую и специальную части. В плане дальнейшего развития ЕАЭС он играет «централизаторскую» роль, передавая значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный уровень. Количество вопросов в сфере таможенного регулирования, которые будет решать ЕЭК, увеличивается с 30 до 60.
Документы, которые согласно ТК ТС требовались для подтверждения заявленных сведений, представлять не придется. Они понадобятся только в том случае, если сработает система управления рисками (СУР). Для реализации этого нововведения потребуется ее кардинальная перестройка и адаптация к новым реалиям.
Если же СУР не сработает, а электроника не затребует представления подтверждающих документов, товары сразу же будут выпускаться в свободное обращение. Поскольку в полностью цифровом рабочем процессе человеческий фактор никак не задействован, время таможенного контроля товаров может составить всего несколько минут.
Порог беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран Союза планируется поэтапно понизить, начиная со второго года действия Кодекса. Напомню, что сейчас в месяц без уплаты пошлины и сборов россияне могут покупать в зарубежных интернет-магазинах товары на сумму до 1000 евро и весом до 31 килограмма. По итогам первого года действия Кодекса этот порог предлагается снизить до 500 евро, на все, что сверх него, пошлина составит 30% от суммы превышения, но не менее 4 евро за 1 килограмм. После второго года лимит опустят до 200 евро без учета частоты перемещения, пошлина сверх этой нормы составит 15% от превышающей суммы, но не менее 2 евро за 1 килограмм. Снижать планируется и нормы беспошлинного ввоза при самостоятельном перемещении физическими лицами товаров через границу.
При этом в последнее время нередко звучит вопрос: кому и зачем следует знать положения ТК ЕАЭС? Мой ответ таков: знать его необходимо всем лицам, осуществляющим перемещение товаров через границы государств, принявших Кодекс. Тем, кто контролирует этот процесс, то есть сотрудникам таможенных органов, нельзя выполнять свои профессиональные функции без знания законодательства.
Лицам, которые перевозят отдельные категории товаров через границы соответствующих государств, лучше сразу ознакомиться с правилами и порядками перевозки. Это поможет избежать нарушений закона и, как следствие, - наказания за это. Кроме того, знание положений Кодекса поможет исключить непонимания и ошибок при заполнении таможенных и других документов. Параллельно вводится новый упрощенный порядок их оформления.
Несмотря на обозначенные выше недостатки, власти и бизнес, который принимал активное участие в разработке Таможенного кодекса ЕАЭС, связывают с ним большие надежды. Ожидается, что с его вступлением в силу начнется применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», что позволит существенно активизировать деятельность предприятий, связанных с внешними рынками. В числе ожидаемых плюсов – рост экспорта и упрощение поставок импортных товаров, которые будут способствовать модернизации экономики государств Союза.

Клавдий КОРНЯКОВ, ведущий научный сотрудник НИИ Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент
«Таможенные новости»

Прочитано 899 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии