Опасные грузы - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде.
Перевозка опасных грузов - совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта.
По инициативе ООН было создано ADR (Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route) европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, оно действует на территории всех стран Евросоюза, а также в Казахстане, Азербайджане, Марокко. В России аналогичное ему называется ДОПОГ. Помимо ADR перевозка опасных грузов так же регулируется в соответствии с Временной инструкцией «О перевозке опасных грузов автотранспортом» министерства сообщения.
Кроме этого договора в Европе действуют следующие договоры перевозки опасных грузов:
IMDG CODE (International Maritime Dangerous Goods Code) - Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).
ICAO-TI (Technical Instructions for The Safe Transport of Dangerous Goods by AIR) - инструкции по перевозке опасных грузов авиатранспортом, документ ИКАО 9284.
RID (International Regulations Concerning the Carriage of Dangerous Goods by Rail) - договор о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Опасные грузы подразделяются на классы которые основаны на Типовых правилах и Рекомендациях по перевозке опасных грузов ООН, а также в соответствии с опасными свойствами грузов.
Так же опасные грузы подразделяются на классы и подклассы, согласно ГОСТ 19433–88 и МК МПОГ (международный кодекс морской перевозки опасных грузов). Классификация их (отнесение к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида опасности. Виды опасностей класифицируются по следующим признакам. Взрывоопасность, Огнеопасность, Ядовитость (токсичность), Едкость (коррозийность), Радиоактивность, Окисление (свойства способствующие горению)
Согласно ADR все опасные грузы должны иметь определённую группу упаковки. Группа упаковки характеризует степень опасности перевозимого груза. Они делятся на три группы:
I - очень опасный груз.
II - просто опасный груз.
III - незначительно опасный груз.
Особенность опасности класса 3 - это способность испаряться. Закрытые упаковки устраняют образование и утечку паров. У 3-го класса могут быть одна главная опасность и максимально 2 дополнительные опасности.
Класс 1. Главная опасность.
Класс 2. Главная опасность + ядовитость.
Класс 3. Главная опасность + коррозийность.
Класс 4. Главная опасность + ядовитость + коррозийность.
Класс 4.1 - группа упаковки - II или III. Примерно 5 % этих веществ имеют дополнительную опасность - термическая нестабильность - возможность взрыва (сера, целлюлоза).
Класс 4.2 - группа упаковки - I,II,III.
Класс 4.3 - группа упаковки - I,II,III.
Класс 5.1 - группа упаковки - I,II,III (минеральные удобрения, пероксид водорода).
Класс 5.2 - групп упаковок не имеет (сырьё хим.заводов).
Класс 6.1 - группы упаковок - I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей (синильная кислота, мышьяк, вещества содержащие ртуть и т. д.).
Класс 6.2 - не имеет групп упаковок.
Класс 8 - группы упаковок - I,II,III. Имеет много дополнитнльных опасностей.
Класс 9 - группы упаковок - II,III. (пыль асбеста - канцероген, вещества при горении которых выделяются диоксины, также канцерогены, не разлагаются в течение 20 лет).
Особенность класса 2 в том, что он не имеет главной опасности и не имеет групп упаковок. Имеет следующие особенные опасные свойства и их специальные обозначения:
А - удушающие -создают нехватку кислорода для дыхания в закрытых помещениях (инертные газы).
О - окисляющие, то есть способствующие горению (кислород).
F - огнеопасность (пропан).
Т - ядовитые.
Далее два и более опасных свойства одновременно.
ТF - ядовитые + воспламеняющие.
TC - ядовитые + едкие(коррозийные).
TO - ядовитые + окисляющие.
TFC - ядовитые + воспламениющиеся + едкие.
TOC - ядовитые + окисляющие(способствуют горению) +едкие(коррозийные).
Основные регламентирующие документы при перевозке опасных грузов морским транспортом являются:
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов(МАРПОЛ 73/78).
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море(СОЛАС 74).
Нормативные акты отдельно взятых государств.
На основании нормативно-правовых актов федерального уровня, разработаны и утверждены правила и инструкции по обработке опасных грузов, где четко регламентированы все процедуры контроля, безопасной транспортировки при мультимодальных перевозках грузов, хранении и перевалки в морских портах. По Российским законам к транспортировке опасных грузов допускаются суда, имеющие документы в соответствии с Правилами морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).
При разработке маршрута и расчёте стоимости транспортировки важно учитывать необходимость дополнительного закрепления груза, проведения погрузо-разгрузочных работ с особой осторожностью и возможность предоставления спецтехники.
Передвижения опасных грузов по железной дороге регламентируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Конвенцией о международных перевозках по железной дороге (КОТИФ), Правилами международной перевозки грузов по железной дороге (МПОГ), нормативными актами отдельных государств и содружеств.
Существуют следующие особенности перевозки опасных грузов: транспортное средство для перевозки опасных грузов необходимо заказывать заранее (как правило, за 2-3 рабочих дня от предполагаемой даты перевозки); для перевозки опасных грузов необходимо подготовить аварийные карточки, которые составляются на основании Паспорта вещества, а также маршрутные листы, в которых указаны маршруты перевозки опасных грузов.
Водитель должен строго придерживаться маршрутов, указанных в маршрутном листе; необходимо подготовить сопроводительные документы на перевозку опасных грузов: сертификаты, паспорт вещества, ТТН, счета-фактуры. Как правило, на оформление и согласование маршрута перевозки опасных грузов необходимо 3-5 дней; при перевозке опасных грузов необходимо соблюдать скоростной режим, поэтому скоростная перевозка ADR груза не допускается; некоторые группы опасных грузов допускаются к совместной транспортировке; при погрузке, разгрузке, а также при транспортировке опасных грузов, водитель является ответственным лицом, в связи с чем он имеет право не принимать груз ADR к перевозке в случае, если неправильно или с ошибками оформлена сопроводительная документация, не соблюдены правила перевозки опасных грузов, повреждена или деформирована тара.
Знаки опасности наносятся: на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях: на бочках - на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон; на мешках - в верхней части у шва с двух сторон; на кипах и тюках - на торцевой и боковой поверхностях.
Товарно-транспортная накладная должна быть написана на официальном (государственном) языке грузоотправителя. Если этот язык не является английским, французским, немецким, то ещё дополнительно и на одном из этих языков.
При записи в накладной наименования перевозимого опасного груза вначале указывается идентификационный номер UN…(или ANO…) (например UN 1256).
Затем записывается полное наименование опасного груза (например кислота азотная).
Затем указываются класс главной опасности (называется номер знака главной опасности) и, если есть, то класс дополнительной опасности (в скобках)(называется номер знака дополнительной опасности) - 8 (6.1), а также указывается группа упаковки, если она есть - I.
Пример полной записи: UN 1256, кислота азотная, 8 (6.1), I.
Форма упаковки, количество и вес записываются словами, например: UN 1256, кислота азотная, 3, III (бочки, 10 штук, 2000 кг).
Пустые и неочищенные упаковки - примеры:
Пустые бочки, 3 (6.1).
Пустая автоцистерна, последний груз UN 1230, метанол, 3 (6.1), II.
Пустая автоцистерна, последний груз UN 1203, бензин, 3, II.
Эти записи может сделать сам автоводитель в любом месте копии накладной последнего груза. Эти записи обязательны.