1 января 2018 года вступил в силу ТК ЕАЭС. Новый документ призван обеспечить единое таможенное регулирование на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), упрощение прохождения таможенных формальностей и создание более комфортных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Так, ТК ЕАЭС предусматривает возможность минимизации участия должностных лиц: все решения — от регистрации таможенной декларации до выпуска товара — сможет принимать информационная система автоматически, без участия инспектора.
Срок выпуска товара новым кодексом существенно сокращен, и вместо ранее установленного одного рабочего дня таможня должна выпустить товар в течение четырех часов после регистрации декларации. Таможенным кодексом ЕАЭС также предусмотрены следующие нововведения:
возможность подачи декларации на товары без представления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, которые в свою очередь могут быть запрошены информационной системой в случае срабатывания профиля риска;
возможность внесения изменений в декларацию до выпуска товара, если к этому моменту у декларанта не запрошены документы, декларанту не сообщено о проведении досмотра или назначении экспертизы;
возможность получения предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости;
усовершенствование института уполномоченного экономического оператора;
возможность для любого участника внешнеэкономической деятельности воспользоваться отсрочкой уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов на срок не более одного месяца. Отсрочка также может быть предоставлена на срок до шести месяцев без уплаты процентов в установленных национальным законодательством случаях.
Новые нормы таможенных правоотношений, установленные федеральным законом
3 августа 2018 года был принят федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он устанавливает особенности таможенного регулирования в России в соответствии с отсылочными нормами ТК ЕАЭС. Между тем федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» не прекратит свое действие полностью, и некоторые его положения продолжат действовать в течение определенного времени. Например, положения об уполномоченном экономическом операторе будут распространяться на юридических лиц, которые получили этот статус в соответствии с ранее действовавшим Таможенным кодексом Таможенного союза.
Положения нового закона призваны усовершенствовать таможенное администрирование и упростить совершение таможенных операций. В приоритете — взаимодействие с таможенными органами с помощью электронных технологий. Например, предусмотрена возможность обращения в таможенный орган через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Это нововведение дает возможность получать предварительные решения о применении методов определения таможенной стоимости товаров, а также о происхождении и классификации товаров.
Порядок проведения контроля таможенной стоимости
27 марта 2018 года коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было принято решение № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
Положение об особенностях проведения таможенного контроля стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, включает:
право таможни использовать информацию, сопоставимую со сведениями о ввозимых товарах и полученную от государственных или торговых представительств государств — членов ЕАЭС и от организаций, включая профессиональные объединения, транспортные, страховые компании, поставщиков, производителей ввозимых, однородных, идентичных товаров;
признаки недостоверного определения таможенной стоимости, в частности, выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов, из которых произведены ввозимые товары, наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, установленной между независимыми сторонами сделки;
критерии, когда обстоятельства, названные в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости, не рассматриваются как таковые: если товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора, в соответствии с которым ранее ввозились идентичные товары при неизменных условиях сделки (цена товара, условия поставки).
22 мая 2018 года коллегия ЕЭК приняла решение № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров». Документ уточняет порядок включения дополнительных расходов, понесенных покупателем, в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Товары и ресурсы, подпадающие под статью о контрабанде
22 октября 2018 года правительство РФ внесло изменения в перечень стратегически важных товаров и ресурсов. В список объектов, незаконное перемещение которых через таможенную границу ЕАЭС или государственную границу Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС влечет за собой уголовную ответственность по ст. 226.1 УК РФ, включены:
изделия из драгоценных металлов;
изделия из драгоценных камней и природного жемчуга;
наручные и карманные часы, а также другие предметы, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом;
корпуса для часов из драгоценных металлов;
ремешки, ленты и браслеты для часов из драгоценных металлов;
руды и концентраты драгоценных металлов.
В первую очередь на эти изменения следует обратить внимание физическим лицам, въезжающим в Россию или выезжающим за ее пределы и имеющим при себе в качестве личных вещей украшения или часы, которые отвечают установленным критериям.