Информация Публикации "Палочная система" в Приморье
13 Ноябрь 2013

"Палочная система" в Приморье

  
(1 Голосовать)
Оцените материал
"Палочная система" в Приморье

Эксперименты по передаче таможенникам функций других надзорных ведомств и служб в пунктах пропуска в Приморье могут принести печальные результаты – как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства. Закрепившаяся в деятельности ФТС "палочная" система – при отсутствии так называемого "межведомственного контроля" - усилит тенденцию по превращению таможенных постов в некие "бизнес-конторы", целью которых станет не соблюдение законности, а извлечение коммерческой выгоды. ФТС готовит проект указа президента РФ, согласно которому предлагается – в виде эксперимента - возложить все функции контроля за грузами участников внешнеэкономической деятельности в двух пунктах пропуска в Приморье исключительно на таможенников. С 1 сентября 2014 года, считает ФТС, в пунктах пропуска "Пограничный" и "Восточный" импорт-экспорт не должны контролировать ни санитары, ни ветеринары.

Доводы таможенников о том, что "изгнание" из пунктов пропуска санитаров и ветеринаров якобы должно привести к сокращению времени оформления грузов на таможне, то возникает другой вопрос – не почувствуют ли в такой ситуации некоторые сотрудники ФТС, что у них "развязаны руки". Нынешняя "палочная система" в ФТС, при которой подразделениям "сверху" заранее спускаются планы по сбору таможенных платежей, позволяет – если не прямо провоцирует – плодить "серые схемы" экспорта-импорта, создавать при пунктах пропуска некие "свои" коммерческие структуры. Все помнят дело "дочки" ФТС ФГУП "Ростэк", которое, по сути, монополизировало склады временного хранения (СВХ) чуть ли не по всей стране. И спорить с этим не приходится – президент Путин весной прошлого года прямо сказал, что "Ростэк" надо ликвидировать.

А чем занимались дочерние структуры ФГУПа – которое, кстати, живет и здравствует по сей день в Приморье. А тем, из-за чего были громкие отставки генералов ФСБ, "посадки" дальневосточного таможенного начальства, и – вполне возможно – резкое "ухудшение здоровья" уже бывшего депутата ЗСПК Геннадия Лысака, который сейчас, по некоторым сведениям, обретается в Южной Корее.

В 2011 году из мест лишения свободы по УДО освободился бывший начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Эрнест Бахшецян, приговоренный к 5 годам колонии общего режима за превышение должностных полномочий. По мнению суда, деятельность Бахшецяна привела к тому, что в зоне таможенного поста "Морской порт Восточный" контрабандного канала, через который в контейнерах перемещался более дорогостоящий, чем указывалось в декларациях, товар. Фигурантами дела стали экс-сенатор Игорь Иванов и ряд приморских предпринимателей, среди которых – небезызвестный в крае Геннадий Лысак, в 2011 году сложивший полномочия депутата ЗСПК и покинувший Российскую Федерацию.

Сейчас компания ЗАО "Ростэк-Приморье" активно обустраивает как раз таможенно-логистический терминал "Пограничный", который – по стечению обстоятельств, конечно же – оказался расположен на территории склада временного хранения, принадлежащего "Ростэк-Приморья.

Если таможенные посты начинают активно "дружить" с некими коммерческими структурами, ни о какой добросовестной конкуренции во внешнеэкономической деятельности говорить не приходится. Более того, инициативы ФТС по "захвату" всех контрольных полномочий в приморских пунктах пропуска, уже изрядно "оскандалившихся", выглядят очень сомнительно и неуместно.

Летом этого года в ходе визита в Приморский край первого вице-премьера Игоря Шувалова под его председательством состоялось совещание в Восточном порту (Находка). В ходе совещания Шувалов, в частности, заявил, что в России оформление грузов на таможенных постах "должно быть как в первоклассных портах – занимать сутки-двое".

Вместе с тем, как сообщил источник агентства из краевой администрации, на совещании представителями таможни были озвучены данные о реальном положении дел. Так, среднее время, которое контейнер проводит в порту, составило в июне этого года немногим более 10 дней. В прошлом году сроки нахождения контейнеров в порту были еще больше (до 15 дней), что и дало повод приморским таможенникам сообщить и Шувалову, и общественности о "положительной динамике" в выполнении мероприятий дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".

В последние несколько лет подразделения Дальневосточного таможенного управления "отметилось" рядом скандалов: сотрудники снимали скандальные видеоклипы о своих трудовых буднях, а представители руководства попадались на крупных взятках.

Дмитрий Медведев поручил министрам финансов и юстиции совместно с Федеральной таможенной службой, Высшим арбитражным судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ разобраться с тем, что творится на таможнях Дальнего Востока. Это стало прямым следствием общения президента Путина с представителями бизнеса Приморья на совещании во Владивостоке 31 августа 2013 года. Таможенные "неточности" и "серые схемы", применяемые во внешнеторговой деятельности, лишают бюджет России огромных сумм.

Только в 2011 году такие "недоплатежи" составили более 2 трлн рублей. Наглядным подтверждением существования такой "черной дыры" служит разительная разница между данными Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) и информацией зарубежных источников. Такое мнение высказано в исследовании "Администрирование внешнеторговых оборотов РФ", подготовленном Экспертно-аналитическим центром "Модернизация".

Прочитано 13242 раз